Реферат: Древний Рим (Скачать)
Введение
В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его сына, а дочь отправил весталкой в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в неё и спустился с небес на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками за власть, приказал утопить младенцев в Тибре. Но река в это время широко разлилась и раб оставил корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком. Позже их там нашел царский пастух и забрал малышей к себе домой, воспитал их вместе с женой. Супруги и назвали мальчиков Ромулом и Ремом Когда братья подросли, пастух открыл им тайну их рождения. Узнав правду, Ромул и Рем подняли на восстание жителей всей страны, свергли Амулия и вернули царство своему деду Нумитору. А сами решили основать свой город. Место они выбрали как раз то, где их подобрала волчица – на берегу Тибра на Палатинском холме. Но между братьями тут же завязался спор, о том кто будет давать название городу, как его основывать и кто будет в нем царствовать. По древнему обычаю нужно было узнать волю богов, ауспиции (гадания по полету птиц) отдали предпочтение Ромулу. Но Рема не устраивало такое решение. Однажды, наблюдая за тем, как прокладывается ров и возводится вал будущего города, он стал издеваться над маломощностью укреплений, которые строил Ромул. Рем с легкостью перепрыгивал через ров и вал, насмехаясь над братом. Ромул не смог сдержать своего гнева и ударил Рема, так он убил своего брата. После этого он впряг в плуг белого быка и корову и провел священную борозду. Она ограничивала будущий город и показывала его внешние стены. Там, где должны были быть ворота, он поднимал плуг и нес его на руках. Город он назвал своим именем — Римом (по-латыни — Рома) [1]. Постепенно город рос, его жители - римляне - подчиняли своей власти одно племя за другим. Вскоре уже вся Италия оказалась под их владычеством. Со временем они покорили почти все известные тогда страны и народы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. Мифология и религия Древнего Рима
Начать разговор о Древнем Риме хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает наиболее полное представление о духовной мире человека того времени. Мифология наложила свой отпечаток на развитие различных направлений искусства, таких как литература, архитектура, живопись. В древнейшей римской религии отражался быт людей. По убеждению римлянина вся его жизнь, каждое его действие находилось под опекой разных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-то высшей силы. Наряду с такими божествами как Юпитер и Марс существовало множество других богов, духов. Все эти божества были безлики. Ни один римлянин не осмеивался утверждать, что он знает, как зовут бога и бог это или богиня. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет никакого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Римские боги, в отличие от греческих, не спускались на землю и не показывались людям так охотно. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке холмов, либо в тишине полей вдруг раздавались неожиданные возгласы. Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями. Чужие боги очень легко приживались в Риме. У них был обычай при завоевании новых городов римляне переселяли божеств в свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева[2] . Еще до столкновения римлян с греками, большое влияние на религию оказал соседний народ – этруски. Это был народ неведомого происхождения, они жили в северо-западной части Италии. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. Но более сильное влияние на римскую мифологию оказали греческие верования. Римляне полностью восприняли всех греческих богов, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афродита -Венерой, Арес – Марсом и так далее. Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера. Они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и с нем же тесно связаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Древнеримская архитектура
Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Ещё одна достопримечательность Рима — рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя. У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали[3] В конце I в. до н.э. был популярен третий пампейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью. В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э. [4]. Второй шедевр зодчества — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником[5]. Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон — «храм всех богов» — и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров [6]. В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм. Искусство Древнего Рима
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д. Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства. Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера. Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей[7]. Но самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и разду тые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней - по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. История сохранила имена двух великих римских актёров - комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику. Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.[8] В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись. В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. . В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера. С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре. Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. В дальнейшем прославленными поэтами были Вергилий, Горация, Овидий. Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя. Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя [9]. Календарь в Древнем Риме В древнейшие времена римский (или Ромулов) год делился на 10 месяцев. Первым месяцем был март, названный в честь бога Марса, считавшегося, согласно преданию, отцом Ромула. К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала — двуликого Януса, и февраль — месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare — очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. В середине I века до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365.25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами — 24 февраля. В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т.е. месяцем Юлия, а измененный им календарь "юлианским". Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август. Названия месяцев древнего римского года сохранились и в нашем календаре. В латинском языке эти названия первоначально выступали в роли прилагательного к слову mensis — месяц. Отчет месяцев в календаре шел от марта, так, например, сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый. Количество дней в каждом месяце, известное нам сегодня, было установлено также при Юлии Цезаре: 4 месяца (апрель, июнь, сентябрь и ноябрь) имеют по 30 дней, остальные — по 31 дню, февраль — 28 (29). Однако числа месяца определялись не привычным для нас перечислением с 1 по 30 (31), а по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (от этого слова происходит "календарь"). 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны. 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды. Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре. В остальные месяцы Ноны приходились на 5-е, а Иды — на 13-е число [10]. В новых языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов: Понедельник — день Луны Вторник — день Марса Среда — день Меркурия Четверг — день Юпитера Пятница — день Венеры Суббота — день Сатурна Воскресенье — день Солнца[11]. Право в Древнем Риме Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим – родина юриспруденции. Если в небольших городах, с их разнообразными и часто менявшимися формами правления, многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ — Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях. Среди древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан. Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников [12]. Заключение Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени. Использованная литература: 1. История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса 2. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса. 3. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001. 4. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 5. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. 6. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи. 7.
[1] А. Княжицкий, С. Хурумов, Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса, www.mhk.spb.ru/book/7-1Rim-surov/ [2] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. www.countries.ru/library/ant/rimmif [3] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek [4]История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса www.ancienthistory.spb.ru/book/19-59preemniki [5] Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект www.countries.ru/library/ant/rimarch [6] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek [7] Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2001 www.countries.ru/library/ant/rimscul [8] www.tmn.fio.ru/works/64x/307/w01-4 [9] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001www.countries.ru/library/ant/rimlitera [10] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal [11] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal [12] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 www.countries.ru/library/ant/rimnauk
Комментариев нет:
Отправить комментарий