В США под национальной системой ПРО понимается система обороны территории страны, в первую очередь от случайных или несанкционированных ударов баллистических ракет. Администрация Билла Клинтона, пришедшая к власти в 1993 году, отказалась от дальнейшей реализации программы "звездных войн" (СОИ) и повела речь об ограниченной национальной системе ПРО. До 1996 года программа создания НПРО находилась в стадии разработки технологии, и подготовка к ее развертыванию не планировалась. В 1996 году администрация Клинтона установила срок развертывания первого этапа НПРО к 2005 году.
В январе 1999 года министр обороны Уильям Коэн объявил о существенном расширении программ ПРО США. Они включали программу национальной стратегической системы ПРО, призванную обеспечить защиту территории США от МБР, и программу тактической системы ПРО (ПРО ТВД)— для защиты вооруженных сил и передовых баз США, дислоцированных за границей, а также союзных вооруженных сил и государств от ракет средней и меньшей дальности. По мнению Уильяма Коэна, ограниченная национальная система ПРО могла бы защитить все 50 штатов США от угрозы ракет большой дальности со стороны агрессора. Весной 1998 года специальная комиссия, созданная по инициативе конгресса и возглавляемая бывшим министром обороны Дональдом Рамсфелдом, представила доклад, содержащий вывод о том, что в течение пяти лет Северная Корея и Иран могут создать ракеты, способные достигать территории США. Этот доклад лег в основу всей концепции новой ПРО.
Администрация президента Билла Клинтона рассматривала развертывание ограниченной НПРО как средство защиты своей территории против возможного ограниченного по масштабу удара с применением МБР со стороны таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак. 23 июля 1999 года президент Билл Клинтон подписал одобренный ранее конгрессом законопроект о создании НПРО. Закон уполномочивал Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории США, когда это было бы "технически возможно". Принятие окончательного решения о сроках развертывания НПРО ожидалось к концу2000 года после оценки результатов испытаний компонентов этой системы, общего хода ее разработки, стоимости программы, степени угрозы безопасности США.
Планы Пентагона включали: к 2005 году— развертывание в центральных районах Аляски 100 ракетперехватчиков, строительство новой РЛС и модернизацию нескольких уже действующих РЛС раннего предупреждения; к 2010 году— выведение на околоземную орбиту 24 спутников, которые могли бы следить за запусками ракет; к 2015 году— развертывание еще 150 ракетперехватчиков в Северной Дакоте, а также вывод на орбиту других космических аппаратов, которые были бы задействованы в системе НПРО. По подсчетам Бюджетного управления конгресса США, на три этапа создания НПРО потребовалось бы около60 млрд. долларов. Развертывание системы НПРО явилось бы прямым нарушением Договора по ПРО от 1972 года, который запрещает ПРО на территории всей страны, но позволяет развернуть в двух районах (по протоколу 1974 года — в одном) ограниченную систему ПРО, предназначенную для борьбы со стратегическими наступательными вооружениями.
1 сентября2000 года президент Билл Клинтон, выступая в Джорджтаунском университете, сделал заявление о том, что окончательное решение о начале развертывания системы НПРО будет принимать следующая администрация США, поскольку техническая осуществимость системы в целом пока не подтверждена, и у него нет уверенности в ее технологии и эффективности.
1 мая 2001 года пришедший на смену Биллу Клинтону 43й президент США Джордж Буш, выступая в Университете национальной обороны с речью о развертывании системы НПРО, обосновал необходимость этого шага наличием угроз и опасностей современного мира и подчеркнул, что США "должны выйти за рамки ограничений Договора по ПРО 30летней давности", который "не признает реалий настоящего и не указывает на путь в будущее". "Новые рамки", позволяющие США создать НПРО, "должны поощрять дальнейшие сокращения ядерных вооружений". Джордж Буш заявил, что США "могут и будут изменять размер, состав и характер" своих ядерных сил.
Приступая к созданию НПРО, США могут использовать уже имеющиеся технологии, включающие элементы ПРО наземного и морского базирования для перехвата ракет в середине полета или после их входа в плотные слои атмосферы. США признают также важные преимущества перехватаракет сразу же после запуска, особенно на этапе разгона. Они готовы продолжать работу по определению окончательного варианта ПРО.
В настоящее время Пентагон уже заявил о передаче в ведение своего Управления противоракетной обороны все программы в области ПРО, которые осуществляются под эгидой командований видов вооруженных сил, чтобы помочь созданию "интегрированной архитектуры" ПРО с элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования. Принято решение более широкого использования лазерной техники для уничтожения ракет противника на начальном участке траектории.
Изучается вопрос о разработке оружия нового поколения— "космического бомбардировщика", который будет летать со скоростью, в 15 раз превышающей скорость нынешних бомбардировщиков. 14 июля2001 года США успешно провели четвертое летное испытание НПРО, в ходе которого противоракета поразила цель на высоте230 км (Из предыдущих трех испытаний в 2000 году одно было успешным.) Пентагон планирует начать строительство на Аляске полигона для испытаний системы НПРО, который в случае их успеха уже к 2004 году может быть переоборудован в станцию перехвата ракет и станет важной составной частью НПРО. В проекте военного бюджета США на 2002 финансовый год на НПРО выделено 8,3 млрд. долларов.
По мере продвижения к поставленной цели президент Джордж Буш обязался проводить тесные консультации со своими "друзьями и союзниками (включая Россию и Китай), которым также угрожают ракеты и оружие массового уничтожения". В мае 2001 года президент Джордж Буш направил высокопоставленных представителей своей администрации в ряд стран Европы (в том числе Россию) и Азии с разъяснительной миссией в поддержку создания НПРО. Однако реакция союзников США не везде была положительной. Большинство из них ожидали конкретных сведений о том, какой должна быть система ПРО, но не получили ответа.
По их мнению, некоторые идеи, в первую очередь касающиеся модификации Договора по ПРО, выглядели весьма сомнительными, если не опасными. 78 июня 2001 года, находясь в Брюсселе, министр обороны Дональд Рамсфелд официально заявил, что США приступили к испытаниям элементов новой системы ПРО, которая неизбежно вступит в противоречие с советскоамериканским Договором по ПРО от1972 года Сдержанное отношение европейских союзников к американской инициативе по НПРО нашло свое отражение в согласованных формулировках итогового коммюнике заседания Совета НАТО на уровне министров обороны.
В них подчеркнута необходимость продолжения консультаций и важность поддержания и усиления существующих форм сдерживания и международного контроля над вооружениями. В июле2001 года госдепартамент США разослал в американские посольства за рубежом меморандум с аргументами, которые дипломаты должны использовать для разъяснения позиции США по НПРО. В документе говорится, что испытания системы в течение месяцев, а не лет, выйдут за рамки Договора по ПРО. Тема создания Соединенными Штатами "ракетного щита" обсуждалась и в ходе первого официального визита президента Джорджа Буша в Европу. В Брюсселе на специальной встрече глав государств и правительств19 стран НАТО активными сторонниками американских планов выступили молодые члены союза— Польша, Чехия, Венгрия. Реакция остальных была сдержанной.
Тема НПРО была одной из главных тем, обсуждавшихся в июне и июле2001 года на встречах президентов РФ и США Владимира Путина и Джорджа Буша в Любляне и Генуе. Россия выражает обеспокоенность тем, что развертывание Соединеными Штатами ограниченной НПРО может стать прелюдией к созданию намного более мощной системы, которая нарушит существующий уровень стратегической стабильностью, краеугольным камнем которой она считает Договор по ПРО от 1972 года. Отказ от этого документа повлечет за собой разрушение 32 международных соглашений, касающихся безопасности в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий