воскресенье, 8 марта 2009 г.

Опережающая модель Арзамаса

04.12.2008
Модель не догоняющая, а опережающая

Источник: http://www.hse.ru/news/recent/4842345.html

2 декабря на традиционном научном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом «Стандарт как система требований» выступил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков


Это уже второй в 2008 году семинар Института развития образования, на котором член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков — руководитель группы разработчиков новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) — рассказывает о своем проекте. Как заметил научный руководитель института Исак Фрумин, "Александр Михайлович уже второй раз подставляется под критику". Это чистая правда: участники семинара (и сотрудники Вышки, и приглашенные эксперты) разве что к запятым в презентации не придирались, но при этом тон семинара в целом был весьма конструктивным.

В нынешнем учебном году процесс разработки стандартов перешел в новую фазу. Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию 5 ноября назвал создание стандартов первым направлением новой образовательной стратегии и заявил, что разработка ФГОС затянулась. Так что в самое ближайшее время стандарты должны быть готовы, и с сентября 2009 года на них перейдет начальная школа. Обсуждение стандартов в последние месяцы проводится на разных дискуссионных площадках. Замминистра образования и науки РФ Исаак Калина в недавнем интервью на портале kreml.org поблагодарил "всех, кто помог организовать обсуждение", назвав в числе площадок Высшую школу экономики.

Смысл названия доклада Александра Кондакова объясняется федеральным законом № 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года, определяющим новое понятие и новую структуру ФГОС. Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система "трех Т". Первое Т — требования к структуре основных образовательных программ, второе Т — требования к уровню подготовки выпускников, третье Т — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Третья группа требований особенно важна, ведь раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, принципы оплаты труда учителей и проч., то есть, проще говоря, обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования. Теперь же ситуация иная: если условия не соответствуют заявленным нормам, то и о результатах говорить не стоит. Как заметил Александр Кондаков, есть деньги — есть процессы — есть ожидаемый результат, а если нет денег, то нет ни процессов, ни результатов.

Если раньше в стандарты входили федеральный, национально-региональный и школьный компоненты (содержание образования, определяемое соответственно Федерацией, регионом и учебным заведением), то теперь компоненты совсем другие — инвариантный (обязательный для всех) и вариативный (формируемый участниками образовательного процесса). Александр Кондаков рассказал о недавнем обсуждении стандартов в Казани, где президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев категорически возражал против отмены национально-регионального компонента, ошибочно полагая, что это приведет к отмене изучения национальных языков и культур.

В структуре нового стандарта нет собственно образовательных программ, которые были основой предыдущей версии стандартов (кстати, они разрабатывались под руководством экс-министра образования Эдуарда Днепрова и экс-заместителя министра Владимира Шадрикова, ныне сотрудников ГУ-ВШЭ). Александр Кондаков рассказал, что в Академии наук ему задавали такой вопрос: почему академиков не привлекают к разработке содержания школьного образования? Причина в том, что теперь основа содержания образования, даже не входящая в сам стандарт, а являющаяся сопровождающим его документом, — "фундаментальное ядро" по каждому предмету (емкий текст на 2—3 страницы). Разумеется, такой подход не всеми разделяется в научной среде. Так, однажды академик РАН Виктор Васильев, заведующий кафедрой геометрии ГУ-ВШЭ, на вопрос Александра Кондакова, что является фундаментальным в математике, ответил: "Всё!"

Смысл нового стандарта не в том, чтобы ученик освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы по окончании школы он приобрел определенные личностные качества, обеспечивающие его успешность в дальнейшей жизни. Одной из главных задач стандарта Александр Кондаков называет "формирование российской идентичности как условие построения гражданского общества". Школа должна воспитывать патриота и гражданина. Подобные идеи были выдвинуты разработчиками задолго до послания Дмитрия Медведева, в котором, словно их подтверждая, он привел высказывание Петра Столыпина: "Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот". Новый учебник обществознания для 11-го класса, вышедший недавно в издательстве "Просвещение" под редакцией заместителя декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Леонида Полякова, написан как раз в соответствии с требованиями нового стандарта (Леонид Поляков, разумеется, присутствовал на семинаре).

Александр Кондаков рассказал об апробации стандартов для начальной школы, которая недавно была завершена в 14 субъектах Федерации. Примечательно, что в отзывах из Республики Татарстан, участвовавшей в апробации, было отмечено, что стандарты позволяют реализовать права участников образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных запросов и потребностей. Татарские коллеги даже отвергли тот вариант базисного учебного плана, где на изучение родного (нерусского) языка отводилось больше часов, чем на изучение русского, поскольку в соответствии с республиканским законодательством соотношение должно быть "50 на 50".

По словам Александра Кондакова, в основу стандартов была заложена модель не догоняющая, а опережающая, соответствующая стратегическим планам развития государства.

В ходе обсуждения доклада возник спор: чем должны руководствоваться разработчики стандарта — принципами педагогической науки или задачами, поставленными государством перед системой образования. Ректор "Шанинки" Анатолий Каспаржак спросил докладчика: "Фраза президента — это научный источник?" Тот отшутился: "А вы за кого голосовали?" Анатолий Каспаржак воспринял это всерьез и произнес тираду про тайну голосования. Впрочем, Александр Кондаков пояснил, что та же идея воспитания патриотизма и формирования гражданственности была выдвинута разработчиками не в связи с конкретными высказываниями конкретного президента (концепция ФГОС второго поколения была опубликована задолго до выступления Дмитрия Медведева с посланием), а исходя из научно обоснованных принципов, на основе которых должна строиться школа.

Леонид Поляков отметил, что разработчикам стандарта удалось разработать документ на многие годы вперед, так как они отразили в тексте требования, действительно опережающие время. Он рассказал, как на одном из семинаров для учителей, работающих по его учебнику, было высказано мнение, что успех этого учебника зависит от того, в какой мере в стандартах будет зафиксирован переход от знаниевой парадигмы школы к деятельностной. Леонид Поляков предложил разделить в стандартах задачи изучения социально-гуманитарных и естественных (точных) наук: "Пусть математики воспитывают Перельмана, а учителя социально-гуманитарных предметов — гражданина". С ним, впрочем, не согласились некоторые коллеги — Анатолий Каспаржак со свойственной ему иронией назвал эту идею "ересью".
"Мне нравится идея общественного договора, которая легла в основу стандарта, — сказал заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов. — Это договор между обществом, семьей и государством. Но, на мой взгляд, и об этом я говорил разработчикам, четвертой стороной договора должна стать школа". Еще одно предложение Льва Любимова — усилить требования к языковой компетенции учеников, поскольку сегодня "мы — немая нация". Слово "толерантность" в тексте стандарта он предложил заменить словом "диалогичность" — ведь, например, сам Лев Львович не считает себя толерантным по отношению к идее многоженства, но понимать эту идею как составную часть иной культуры он не отказывается. Он посоветовал разработчикам стандарта "говорить на одном языке со всем миром" — заменить термин "универсальные учебные действия" на общепринятые "умения и компетентности" (skills and competences). И рассказал о том, что в трех университетских округах филиалы Высшей школы экономики успешно ведут переподготовку учителей, а значит — нужно использовать потенциал классических и социально-экономических университетов для подготовки педагогов нового поколения, которым предстоит реализовывать новые стандарты.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Комментариев нет:

Отправить комментарий